Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 14 имени И.С.Пьянзина"

Адрес299003, Российская Федерация, Город Севастополь, Ленинский,  Льва Толстого,  21

Контакты администрации 8(692)55-28-87 gboushkola14@sev.gov.ru

Физическая культура

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем работать дистанционно. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и самостоятельного изучения. Также будут даны задания по физической культуре в виде тестов. Выполненные задания для проверки прошу присылать мне в электронный журнал или на электронную почту filippova0604@yandex.ru. Спасибо!   

С уважением Филиппова Ольга Владимировна!

ДАТАТЕМА УРОКА МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
06.04Кроссовая подготовка

КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА

В школах на уроках физкультуры по школьной программе в 1—11-х классах проводиться «Кроссовая подготовка». Для разных классов (в зависимости от возраста) используется разная длина дистанции и время пробегания отрезков. В этом разделе программы предусмотрены теоретические сведения, формирование навыков и умений в беге на местности, преодоление естественных препятствий, а также развитие выносливости в беге умеренной интенсивности. Этот бег является самостоятельным видом легкой атлетики.

Занятия по кроссу необходимо проводить с использованием общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр, упражнений с отягощениями и др.

Кросс — это бег в естественных условиях по пересеченной местности с преодолением подъемов, спусков, канав, кустарника и других препятствий. Его можно проводить в парке, в поле, на грунтовых и шоссейных дорогах. При отсутствии их на школьной площадке оборудуется искусственная кроссовая дорожка длиной 300—400 м с препятствиями (несколько канав шириной до 150 см и «кустарники» из хвороста высотой до 30—60 см). 

Кросс — прекрасное оздоровительное средство, благотворно влияющее на весь организм. Начальное обучение кроссу должно проходить в спокойном (доступном всем) темпе. Бегу на результат предшествуют не менее 5—6 занятий, где проводятся пробежки в спокойном темпе сначала на половину, три четверти, а затем на всю дистанцию кросса. Необходимо приучить школьников после окончания бега выполнять спокойную ходьбу до полного восстановления дыхания.

Обучение технике бега. Кроссовый бег начинается с высокого старта. Главное условие техники бега на дистанции — естественность движений, легкость и непринужденность. Начинающим бегунам лучше бежать с постановкой ног на всю ступню, а отдельные, постепенно увеличивающиеся участки дистанции пробегать с постановкой ног на переднюю часть стопы. Во время бега на ровных участках дистанции туловище слегка наклонено вперед. Голову следует держать прямо, смотреть вперед.

Руки, согнутые в локтях примерно под прямым углом со свободно сжатыми пальцами, двигаются маятникообразно, легко и непринужденно, плечи вверх не поднимать. За 100—200—400 м до финиша (в зависимости от длины дистанции и оставшихся у бегуна сил) начинается финиширование: движения рук убыстряются, увеличиваются наклон туловища и частота шагов. После финиширования следует продолжить бег по инерции с последующим переходом на ходьбу (рис. 49, 50).

При финишировании не отклоняться назад — это снижает эффективность бега, после финиша резко не останавливаться.

Различные условия местности, по которой пролегает кроссовая трасса, заставляет бегуна изменять технику бега.

По ровному грунту бежать надо свободным шагом, делая экономные движения. Нельзя бежать рывками, слишком широким шагом, широко размахивая руками. Ступни надо ставить легко, с носка, туловище держать прямо, дышать равномерно.

На жестком каменистом грунте нога ставится более плоско, а шаг немного укорачивается. Во избежание сотрясений и ушибов нога ставится с передней части стопы.

При беге по мягкому грунту (по песку, траве, лужам) почва вынуждает бежать частым, коротким шагом, высоко поднимая и ставя сверху стопу. По глинистому, сырому, скользкому грунту лучше пройти быстрым шагом, расставляя стопы в стороны несколько шире обычного.

На подъемах шаг укорачивается, стопа ставится с передней части больше под себя, наклон туловища увеличивается. При беге под уклон туловище, наоборот, несколько отклоняется назад, стопа ставится с пятки. На пологом склоне следует бежать широким шагом, с увеличением крутизны шаг укорачивается. При крутых подъемах и спусках бежать следует не по прямой (наискось или зигзагами), но так, чтобы не уклониться в сторону от трассы.

При беге в кустах нужно не терять направление трассы, следить за возможными изменениями его, а также предохранять лицо и туловище от ударов веток. Мелкие канавы и ручьи шириной до 2 м преодолеваются прыжком с ноги на ногу, без потери темпа бега. Большие канавы преодолеваются прыжком в длину с приземлением на обе ноги. Препятствия небольшой высоты (50—60 см) в виде изгороди, заборов, поваленных деревьев при хорошем, твердом грунте преодолеваются без опоры барьерным шагом. При плохом (мягком, рыхлом) грунте высокие препятствия преодолеваются или с наступанием на них ногой, или с опорой на них одной рукой и разноименной ногой (рис. 51, а, б, в, г).

Большое значение для бегуна имеет дыхание. С самого начала обучения кроссовому бегу ему следует уделять особое внимание. Чем выше скорость бега, тем больше частота дыхания. (Ритм дыхания зависит от индивидуальных особенностей бегуна и скорости бега). Дышать следует одновременно через нос и полуоткрытый рот. При беге слабой интенсивности лучше дышать только через нос, делая глубокий выдох через рот.

Для предохранения пятки от ушибов желательно положить в обувь войлочную или микропористую прокладку (стельку) толщиной 5—7 мм. При обучении кроссовому бегу применяют все специально-подготовительные упражнения бегуна. Во время уроков по кроссовой подготовке, особое внимание необходимо уделить развитию выносливости  и равномерному пробеганию длинных отрезков дистанции 3, 4, 5, 6,7, 8 минут.

Критерий правильности нагрузки в беге — частота пульса. На первых уроках кроссовой подготовки она должна быть в пределах 130 ударов в минуту с постепенным повышением до 150 ударов в минуту. Такой режим нагрузки повышает работоспособность сердца, укрепляет сердечную мышцу, способствует лучшему кровоснабжению органов. Пульс проверяется в движении после пробегания половины дистанции и не позже 6—10 с по окончании бега. По восстановлению пульса можно судить о приспособляемости организма к беговым нагрузкам.

Проводится постоянный контроль нагрузок и условий работы простыми, доступными в процессе урока методами: наблюдение за дыханием, состоянием пульса, окраской кожи лица, координацией движений, вниманием, выражением глаз, мимикой, характером реакций на неожиданные раздражители. После выполнения заданий следует спросить у самого ученика о самочувствии. И если кто-либо пожалуется на большое напряжение, понижение работоспособности надо особенно внимательно наблюдать за этими учениками, снижать им нагрузку.

Перед занятиями кроссовой подготовкой следует провести разминку из общеразвивающих упражнений, которые обеспечат общее «разогревание» мышечно-связочной системы, активизируют деятельность других систем, повысят общую работоспособность.

Упражнения выполняются в такой последовательности: ходьба, легкий бег, серии простейших подскоков — для общего воздействия; наклоны, маховые движения руками, вращения туловища, маховые движения ногами и др. — для увеличения подвижности в суставах (важно учесть, что подготовку к бегу для большего воздействия начинают с упражнений на увеличение подвижности плечевых суставов и рук, затем туловища и в последнюю очередь ног); приседания, выпады, прыжки вверх из приседа — для укрепления больших групп мышц. В заключение выполняются прыжки сериями (на одной ноге, на обеих, с ноги на ногу и др.) и медленный бег (1—3 мин).

Необходимо уделять большое внимание укреплению связочно-суставного аппарата стопы, так как при беге и преодолении естественных препятствий она несет большие нагрузки. С этой целью используют повороты и вращения стопы, перекат с пятки на носок, упражнения со скакалкой, стоя передней частью стопы на возвышении, поднимание на носках с последующим опусканием пяток до опоры; ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы и т. д.

При подготовке к сдаче учебных норм по кроссу важно научиться пробегать всю дистанцию в равномерном темпе.

 

Самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений, непрерывный бег на месте 3-5 мину
10.04Легкая атлетика Высокий старт

Высокий старт используется в легкой атлетике при беге на короткие дистанции. При помощи техники высокого старта, возможно, достичь на небольшом отрезке дистанции максимально возможной скорости.

Особенности начального обучения: перед тем как начать обучение технике выполнения высокого старта, можно осуществить выбег из «падающей» позиции. Для этого спортсмен опирается на стопу, плечи впереди, без присутствия сгиба в тазобедренных суставах. Эта позиция показывает «падение» вперед, после чего начинается старт. В период первоначального обучения нужно производить детальный разбор каждой стартовой команды с неограниченным числом повторений. Первые тренировки с положения высокого старта предполагают выполнение забега на 15-20 метров. В дальнейшем дистанция возрастает до 30-40

 Техника высокого старта предполагает выполнения ряда условий, основными из которых являются: маховая нога при первом шаге должна двигаться усиленно при отведении назад маховой руки, первые шаги должны сопровождаться короткими и быстрыми махами рук; при разгоне взор направляется вперед на беговую дорожку; туловище на старте должно иметь угол наклона, равный или превышающий половину прямого угла; голова должна держаться прямо, спина в пояснице не должна иметь прогибов; наклон туловища должен уменьшаться постепенно в самом начале дистанции; увеличивается длина шага при активном выносе бедра, что необходимо применять до 15 первых шагов, после чего перейти на равномерный бег.

 При команде «На старт» спортсмен выставляет толчковую ногу вперед ступней, при этом носок размещается непосредственно перед стартовой линией. Другая нога, являющаяся маховой, перемещается на полшага назад, опираясь на переднюю половину стопы. Ступни ног расставляются таким образом, чтобы они были параллельны друг другу по траектории движения. Старт осуществляется в раскрепощенном состоянии мышц.

 При команде «Внимание» спортсмен переносит вес тела на другую ногу, ноги сгибаются в коленях, туловище уходит вперед, руки сгибаются в локтях, вперед выносится противоположная толчковой ноге рука. Либо согнутая рука может быть опущена вниз, находясь в согнутом положении.

 После  команды «Марш» легкоатлеты стартуют, начинают движение. При этом базисной ногой, используемой в беге, является маховая, которая в колене согнута. Техника высокого старта предполагает начало движения активным движением с акцентом на маховой ноге. Первые шаги выполняют упругой постановкой ступней под корпусом, при этом стартовый наклон не теряется. Это способствует набору спортсменом максимально возможной скорости.

 

 

Самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений, выполнять высокий старт, непрерывный бег на месте 4-5 минут
13.04Челночный бег

Челночный бег 3Х10

Комплекс физических упражнений, выполнить тест №1
17.04Бег 30 м

Бег 30 м с высокого старта

Комплекс физических упражнений
20 04Бег 60 м

Бег 60 м с высокого старта

Комплекс физических упражнений
24.04Прыжок в длину с места

Прыжок в длину с места

Комплекс физических упражнений